• 13Июн

    Саммит НАТО в Варшаве оказался более полезным, чем обычные многословные встречи, считает WSJ. Le Figaro передает: в итоговом коммюнике сказано, что аннексия Крыма и роль России в украинском кризисе непосредственно не угрожают альянсу, но «посягают на европейский порядок, основанный на нормах». Скапаротти сетует в интервью, что «крупномасштабные учения русских становятся для нас полной неожиданностью».

    «Проводящийся раз в два года саммит НАТО в эти выходные оказался более полезным, чем обычные многосторонние и многословные встречи. Главной его целью было укрепить оборону Запада в Восточной Европе, особенно в Польше и государствах Балтии, и в этом отношении альянс преуспел», — полагает редакция The Wall Street Journal.

    «Угроза со стороны реваншистской России оказалась на первом месте на повестке дня, и единый фронт имел особое значение с учетом голосования Британии за выход из ЕС», — отмечает газета.

    Альянс одобрил размещение четырех батальонов в Балтии и в Польше. «Российские силы способны взять верх над этими батальонами при полномасштабном вторжении, но натовские силы будут в состоянии предотвратить оккупацию «зеленых человечков», аналогичную той, которую Кремль осуществил в Крыму», — говорится в публикации.

    «Одна из областей, где саммит не оправдал ожиданий, — это Украина. Обама и Меркель все еще цепляются за неудавшийся мирный процесс, вместо того чтобы предоставить Киеву оборонительное оружие, необходимое для предотвращения дальнейших территориальных захватов со стороны России», — считает WSJ.

    Обозреватель The Wall Street Journal Джулиан Э.Барнс отмечает, что » политические лидеры НАТО будут обязаны объяснить России шаги альянса». В среду представители альянса встретятся с полпредом РФ при НАТО Грушко, который уже «обещал поднять жесткие вопросы о военной деятельности альянса», говорится в статье.

    Помимо размещения сил в Польше и странах Балтии, у альянса есть и другие важные задачи, в том числе разработка концепции отношений с ЕС в Центральном Средиземноморье и решение вопроса о том, как сформировать свой Черноморский флот.

    Новому главнокомандующему сил НАТО в Европе, американскому генералу Скапарротти, поручено разработать новые военные планы для сил сдерживания, а также создать защитные механизмы для предотвращения непреднамеренной конфронтации с Россией.

    Экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт утверждает: ход отношений НАТО с Москвой в ближайшие месяцы «во многом будет зависеть от поведения России», а также от того, поможет ли Путин осуществить на практике мирное соглашение на Украине.

    Самый страшный сценарий, по словам некоторых официальных лиц США и союзных стран, — вероятность, что Россия или НАТО неверно истолкуют военные учения укрупненных сил другой стороны, спутав их с наступательными действиями, передает Барнс.

    «Важно быть на связи, это поможет нам понимать намерения друг друга», — сказал Скапарротти.

    Верховный главнокомандующий силами НАТО в Европе генерал Кертис Скапаротти в беседе с обозревателем Sueddeutsche Zeitung Даниэлем Бресслером подробно обсудил необходимость расширения сфер коммуникации с Москвой.

    «После саммита в Уэльсе в 2014 году мы усилили свою активность по всем направлениям: на земле, в воздухе и на море. Сюда же следует отнести и нынешние варшавские решения по системе ПРО. Все это — неотъемлемые компоненты эффекта устрашения». Генерал уверен, что в свете нынешних решений НАТО страны балтийского региона могут чувствовать себя защищенными.

    Но, наряду с устрашением, в отношениях с Россией должно оставаться место диалогу, подчеркнул Скапаротти, комментируя предстоящее заседание Совета Россия-НАТО. «Я вижу необходимость в расширении сфер коммуникации, более того, в большей прозрачности с российской стороны. Это необходимо и для предотвращения всякого рода инцидентов, в том числе в международном воздушном пространстве. Русские должны изменить свою стратегию поведения для того, чтобы мы смогли выйти на необходимый в таком случае уровень прозрачности и доверия».

    Даже во времена холодной войны, заметил генерал, между Москвой и Западом существовал открытый канал связи. Очень важно сообщать друг другу о своих намерениях. «Мы сообщаем русским о времени, о составе участников и о характере наших учений, — сказал генерал. — Между тем крупномасштабные учения русских, которые они организуют с молниеносной скоростью, становятся для нас полной неожиданностью. Нас предпочитают не информировать, и в этом есть проблема».

    «Нужно ли рассматривать Россию как «угрозу»? Строго говоря, нет, отвечает НАТО, избегая такого определения в итоговом заявлении варшавского саммита», — пишет специальный корреспондент Le Figaro Ален Барлюэ. «Роль, которую Россия играет в украинском кризисе, и аннексия ею Крыма, входящие в число основных угроз безопасности альянса, не квалифицируются непосредственно как «угрожающие», а описаны более дипломатично как «посягающие на европейский порядок, основанный на нормах».

    «С одной стороны, страны альянса подтвердили увеличение мощности их военного присутствия в Восточной Европе, но с другой — анонсировали встречу на уровне послов совета Россия-НАТО, который пройдет по следам саммита, 13 июля, — пространство для диалога, замороженного на два года вследствие украинского кризиса», — отмечает журналист.

    На саммите были озвучены и другие точки зрения, резко расходившиеся с финальным заявлением, пишет Барлюэ. «Польский президент Анджей Дуда сгоряча заявил, что «агрессия России против Украины разрушила международный порядок, каким мы его знали», и отверг идею диалога с Москвой.

    В целом следует рассматривать Россию как угрозу или как партнера? Томас Гомар, директор Французского института международных отношений (IFRI), считает: «Это партнер, потому что без России решение глобальных вопросов, таких, как Иран или Сирия, невозможно. Но это и противник, поскольку эта страна занимает агрессивную позицию, в особенности на Украине, и навязчивую — в некоторых европейских столицах». Таким образом, из-за «способности России создавать нестабильность» натовские структуры должны оставаться «внимательными и бдительными», уверен эксперт.

    По информации ABC, лидеры НАТО выразили обеспокоенность дестабилизирующей ролью России на Западных Балканах — в таких странах, как Черногория (которая в мае подписала акт о присоединении к НАТО), Македония или Босния и Герцеговина».

    «Нужно действовать в единстве и поддерживать эти страны, где мы наблюдаем те же самые дестабилизирующие действия, которые налицо в других странах — в Грузии, на Украине, в Молдавии», — сказал источник. Он имел в виду подъем пророссийских политических настроений, отмеченных неприятием НАТО и Евросоюза, поясняет автор.

    По данным газеты, таков один из вопросов, которые главы государств и правительств стран НАТО проанализировали на официальном ужине в Президентском дворце в Польше. «В этом мероприятии впервые участвовали президенты Швеции и Финляндии — государств, которые не состоят в НАТО, но связаны с ним все теснее в условиях гиперактивности российских военных в Арктике», — говорится в статье.

    «Анализ российской угрозы» был центральной темой ужина, который состоялся в том же зале, где в 1955 году Хрущев и лидеры еще шести социалистических стран заключили Варшавский договор.

    Союзники по НАТО настаивали на необходимости хранить «твердость и единство» перед лицом экспасионистского курса Путина и избрали «двухвекторную политику» в отношениях с Кремлем — курс на «сдерживание и диалог» одновременно, говорится в статье.

    На саммите НАТО греческий премьер Алексис Ципрас заявил, что пора прекратить противостояние с Москвой и добиться партнерства с российским президентом Владимиром Путиным, сообщают корреспонденты The Financial Times. Его позицию незамедлительно раскритиковал президент США Барак Обама.

    Результатом двухдневного саммита стало несколько технических документов и установок, относящихся к новой военной стратегии НАТО. Но на самом деле дипломаты работали над сохранением целостности НАТО в обстановке вызывающего растерянность набора угроз безопасности и политических сдвигов.

    Авторы напоминают, что перед саммитом немецкий министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер осудил проведение учений в Польше как подстрекательство к войне, а президент Франции Франсуа Олланд заявил, что с Россией следует обращаться как с партнером, а не противником.

    «В эти выходные чиновники НАТО и некоторые другие старшие члены альянса назвали обе эти позиции политическими уловками, предназначенными для отечественных аудиторий, — передают журналисты. — Однако не все согласны с этой точкой зрения. Другой высокопоставленный чиновник НАТО сформулировал, что тревожит несогласных: по их мнению, легко относиться к призывам наладить отношения с Россией как к политиканству, рассчитанному исключительно на внутреннюю аудиторию, однако, как показал британский референдум о выходе из ЕС, внутренняя политика все чаще определяет международную повестку».

    «Восточные члены НАТО, давно уже придерживающиеся самых хищных точек зрения на то, как обращаться с Россией, начинают все больше волноваться», — отмечают авторы комментария.

    Отдельной причиной для беспокойства стало решение Великобритании выйти из ЕС. Хотя выход Великобритании из ЕС займет два года, пишут журналисты, многие опасаются, что во время следующего голосования по санкциям в отношении России, требующего единодушия (оно состоится в январе), голос Великобритании будет не столь весом.

    Финальную ноту относительно единства в субботу вечером задал президент Обама, говорится в статье. «Мы едины в том, что нельзя вести дела с Россией как обычно, — сказал Обама. — И в хорошие, и в плохие времена Европа может рассчитывать на Соединенные Штаты. Всегда».